Клиническая картина до лечения полиморфна. Основными симптомами болезни у детей являются разнообразные двигательные нарушения.
Нарушается последовательность развития движений. Примитивные двигательные рефлекторные реакции не редуцируются, а активизируются, что способствует формированию патологических поз, препятствует становлению статических и двигательных функций.
Характерно также наличие патологических синкинезий.
В дальнейшем при симптомах ДЦП у детей формируются контрактуры, деформации конечностей. У большинства детей речевые расстройства проявляются в виде задержки речевого развития, разных вариантов дизартрии (псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая), моторной алалии и др. При ДЦП почти всегда отмечаются психические нарушения, характер и степень которых зависят от тяжести и преимущественной локализации поражения мозга.
У 30-40 % детей с симптомами ДЦП наблюдаются умственная отсталость (по типу осложненных форм олигофрении) разной степени, вплоть до идиотии, у остальных — вторичная задержка психического развития. Для умственной отсталости легкой степени и задержки психического развития характерна отчетливая диссоциация между сравнительно удовлетворительным уровнем развития логического мышления и недоразвитием функций, связанных с дефектным пространственным анализом и синтезом, астереогнозом, оптической агнозией, речевыми нарушениями, неполноценными кинестезией и моторикой.
У детей с симптомами ДЦП часто развиваются дислексия, дисграфия, дискалькулия, диспраксия.
Дети с ДЦП, неразвитой речью, неполноценной моторикой, замедленными мимическими реакциями, иногда с гиперсаливацией имеют вид более глубоко умственно отсталых, чем на самом деле. Наблюдаются повышенная эмоциональная возбудимость, лабильность настроения — от необоснованной веселости до плаксивости, пугливость, обидчивость; у некоторых детей — психоорганические черты с назойливостью, застреванием аффекта.
Признаки ДЦП у детей старшего возраста
Спутники детского церебрального паралича
Все вышеперечисленные симптомы ДЦП могут проявляться в разной степени. Тяжесть чаще всего зависит от размера поражения мозга. Большое влияние играет время начала занятий лечебной физкультурой и коррекцией речи.
Легкая степень. Ребенок может без посторонней помощи двигаться, выполнять задания по дому, посещать обычную школу и осваивать большинство профессий.
Средняя степень. Ребенку необходима помощь посторонних, но социализация возможна.
Тяжелая степень. Ребенок абсолютно зависим от окружающих, не способен обслуживать себя.
судороги
Специальный поддерживающий костюм СПИРАЛЬ
гидроцефалия (водянка головного мозга)
нарушение зрения
нарушение слуха
расстройство координации и равновесия
задержка речевого развития
Алалия (отсутствие речи)
Дизартрия (затруднение произношения звуков)
Дислексия (нарушение письменной речи)
Заикание
дефекты в эмоционально-волевой сфере
трудности письма, чтения, счета
В каком возрасте диагностируют ДЦП?
Хотя уже с первых дней часто присутствует ДЦП, у новорожденных симптомы болезни заметить бывает трудно. Движения ребенка ограничены, а большую часть суток он проводит во сне. Только самые тяжелые формы болезни можно определить на столь раннем этапе.
В возрасте 3-4 месяцев у здоровых детей пропадают некоторые детские рефлексы, что дает им возможность развиваться и обретать новые навыки. У детей с ДЦП эти рефлексы сохраняются, препятствую дальнейшему двигательному развитию. На этом этапе можно предположить риск развития болезни с большей вероятностью.
Ребенок чаще вялый, не глотает, не сосёт, нет спонтанных движений
в 3-4 месяца у здоровых детей исчезают рефлексы:
Моро — раскидывание ручек при поднятии и резком опускании туловища вниз
Ползанья — ребенок пытается ползти при подпирании пяточек рукой
Рефлекторной ходьбы — при поддержке ребёнка в вертикальном чуть наклонном положении он перебирает ножками.
Все эти рефлексы детские. в более старшем возрасте они мешают получению новых навыков, что и происходит при ДЦП.
Тяжесть детского церебрального паралича
ДЦП у ребенка может проявляться не только в нарушении двигательной функции, или ее полном отсутствии. Возможно наличие и других неприятных моментов, таких как:
непроизвольные судороги;
гидроцефалия (образование патологической жидкости в области головного мозга);
снижение зрения и слуха;
нарушения речи (сложности в произношении звуков, отсутствие речи, заикание);
сложности в обучении письму, счету, чтению;
нарушения поведения, эмоциональные расстройства.
Симптомы и признаки
У ребенка, страдающего ДЦП, проявляются следующие симптомы:
Конечность, расположенная с пораженной стороны, имеет более короткую длину.
Поражения суставов, в результате чего теряется их подвижность.
Появление судорог, которые отмечаются в первые дни жизни ребенка.
Нарушение процесса глотания, при кормлении ребенок часто захлебывается.
Снижение слуха, малыш не реагирует на посторонние звуки.
Отсутствие речи у ребенка в возрасте 1 года. Кроха не может правильно двигать губами и языком, чтобы произносить те или иные звуки.
Снижение зрения (косоглазие, близорукость).
Патологии зубного ряда (отсутствие зубов в возрасте, когда они должны уже прорезываться, неправильное расположение зубов, истонченная эмаль).
Непроизвольное мочеиспускание и дефекация.
Нарушения двигательной функции.
Снижение тонуса мышечной ткани.
Задачи лечения и реабилитации
Правильно подобранная терапия направлена на решение следующих задач:
Необходимость побудить маленького пациента к развитию навыков передвижения, самообслуживания, движения рук и ног;
Предотвращение развития контрактур (сгибания конечностей), нарушения осанки;
Создание необходимых условий для психического развития ребенка, приобретения им речевых, письменных и социальных навыков.
Терапия, позволяющая частично восстановить двигательную активность, должна быть комплексной, включающей в себя различные способы лечения и коррекции. Выбор того или иного метода осуществляет врач.